Театр - одна из самых известных, красочных и доступных для восприятия дошкольников сфер искусства. Это способствует развитию воображения и фантазий, способствует творческому развитию детей, помогает развить раскрепощающие навыки общения, повысить самооценку, речь, улучшить эмоциональную сферу и привнести простое, ясное, запоминающееся разнообразие в жизнь, обогащая внутренний мир ребенка.
Роль кукольного театра в развитии детей дошкольного
возраста не поддается оценке. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с
ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая
кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста,
быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений,
скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно
взаимодействуя с куколкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым
в непосредственном контакте как с внешним миром, так и с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику
наиболее безболезненно пройти период адаптации.
Знакомство с куклами начинается в раннем возрасте.
Взяв щенка, котенка, петрушку в руки, взрослый поет (звуки распевания
привлекают внимание малыша) потешки, песни, попевки, голоса разнообразных
животных, вызывает положительные реакции у ребенка, что в свою очередь
способствует первому формированию эстетического вкуса и творческой
эмоциональной потребности.
В руках взрослых куколка - помощник в решении многих
педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной
деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности
ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое поведение является
наиболее эффективным в работе с детьми среднего и младшего возраста.
В начале, педагогу сложно организовывать такие представления,
к нему не сразу приходит умение и творчески реагировать на эмоции как актера,
так и зрителей, открыто ориентироваться в сложных моментах и совершенно
незаметно руководить всем спектаклем. Но когда приходит эта техника, работа в
постановке игры доставляет огромное удовольствие не только детям, но и взрослым
участникам.
Педагоги младшей и средней группы с большим увлечением
показывали своим ученикам спектакли русских народных сказок о «Репке» и «Колобке».
Это сказки с цепной композицией. Принципом такой композиции является повторение
единичного сюжета. Все звенья цепи одинаковы. Повторяющиеся идентичные эпизоды
привносят новые элементы. Повторяющиеся комбинации кумулятивных сказок
чрезвычайно проста: она состоит из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала.
В экспозиции, как правило, рассказывается о каком-то незначительном событии: дедушка
сажает репку, баба печет колобок и т.д. Событие, о котором говорится в экспозиции,
не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него
не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально. В основе кумуляции (цепи)
лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может быть мотивировано
и внутренне необходимо, как в сказке «Репка», где для достижения конечной цели
вам нужно создать очень разнообразную цепочку персонажей и соединить их усилия,
однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда.
Кумулятивная сказка
«Колобок», где цепочка из нескольких звеньев будет строиться на строгой
причинно-следственной связи, формируемой логическим мышлением детей, и улучшать
их активную память. В подобных сказках есть еще одна сторона, особенно эмоционально
воспринимается детьми, - абсурдность сюжетных коллизий, «апофеоз нелепости», как
бы вывертывание наизнанку привычных вещей, отношений. Но чем смешнее и нелепее обрисованный
мир, тем значительнее и ценнее в глазах ребенка правильный мир...
Комментариев нет:
Отправить комментарий