15 ноября 2022

Кукольный театр в жизни детей

Театр - одна из самых известных, красочных и доступных для восприятия дошкольников сфер искусства. Это способствует развитию воображения и фантазий, способствует творческому развитию детей, помогает развить раскрепощающие навыки общения, повысить самооценку, речь, улучшить эмоциональную сферу и привнести простое, ясное, запоминающееся разнообразие в жизнь, обогащая внутренний мир ребенка.

Роль кукольного театра в развитии детей дошкольного возраста не поддается оценке. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куколкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в непосредственном контакте как с внешним миром, так и с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации.

Знакомство с куклами начинается в раннем возрасте. Взяв щенка, котенка, петрушку в руки, взрослый поет (звуки распевания привлекают внимание малыша) потешки, песни, попевки, голоса разнообразных животных, вызывает положительные реакции у ребенка, что в свою очередь способствует первому формированию эстетического вкуса и творческой эмоциональной потребности.

В руках взрослых куколка - помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое поведение является наиболее эффективным в работе с детьми среднего и младшего возраста.

В начале, педагогу сложно организовывать такие представления, к нему не сразу приходит умение и творчески реагировать на эмоции как актера, так и зрителей, открыто ориентироваться в сложных моментах и совершенно незаметно руководить всем спектаклем. Но когда приходит эта техника, работа в постановке игры доставляет огромное удовольствие не только детям, но и взрослым участникам.

Педагоги младшей и средней группы с большим увлечением показывали своим ученикам спектакли русских народных сказок о «Репке» и «Колобке». Это сказки с цепной композицией. Принципом такой композиции является повторение единичного сюжета. Все звенья цепи одинаковы. Повторяющиеся идентичные эпизоды привносят новые элементы. Повторяющиеся комбинации кумулятивных сказок чрезвычайно проста: она состоит из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала. В экспозиции, как правило, рассказывается о каком-то незначительном событии: дедушка сажает репку, баба печет колобок и т.д. Событие, о котором говорится в экспозиции, не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально. В основе кумуляции (цепи) лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может быть мотивировано и внутренне необходимо, как в сказке «Репка», где для достижения конечной цели вам нужно создать очень разнообразную цепочку персонажей и соединить их усилия, однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда.

Кумулятивная сказка «Колобок», где цепочка из нескольких звеньев будет строиться на строгой причинно-следственной связи, формируемой логическим мышлением детей, и улучшать их активную память. В подобных сказках есть еще одна сторона, особенно эмоционально воспринимается детьми, - абсурдность сюжетных коллизий, «апофеоз нелепости», как бы вывертывание наизнанку привычных вещей, отношений. Но чем смешнее и нелепее обрисованный мир, тем значительнее и ценнее в глазах ребенка правильный мир...


Комментариев нет:

Отправить комментарий